Свердловский районный суд г.Костромы решение от 14 мая 2018 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

14 мая 2018 года г. Кострома

        Свердловский районный суд г. Костромы в составе председательствующего судьи Тележкиной О.Д. при секретаре Негановой С.А. с участием прокурора Михиной Д.А. истца Канцелярчика Н.Н., его представителя Фоменко А.В., представителей ответчика Жигановой И.В., Ивановой Н.Л., представителя третьего лица САО «ВСК» Ермаковой Е.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Канцелярчика Николая Николаевича к Управлению МВД России по Костромской области о признании права на выплату ежемесячной компенсации возмещения вреда, причиненного здоровью при исполнении служебных обязанностей, назначении и выплате данной компенсации,

        УСТАНОВИЛ:

        Канцелярчик Н.Н. обратился с указанным иском, мотивируя требования тем, что в период с <дата> по <дата> проходил службу в Управлении Федеральной службы налоговой полиции по <адрес>. В период службы <дата> при проведении оперативно-розыскных мероприятий, при исполнении служебных обязанностей получил ушиб головного мозга легкой степени. Перелом основания черепа. Посттравматический церебральный арахноидит с наружной гидроцефалией, нерезко выраженным гипертензионным синдромом, артериальной гипертензией незначительно выраженной. Заключением служебной проверки по факту получения травмы от <дата> признана военная травма. Заключением военно-врачебной комиссии ФГУЗ УВД по <адрес> от мая 2003 года, свидетельство о болезни №, полученные <дата> травмы признаны военной травмой, истец признан ограниченно годным к военной службе (службе в органах налоговой полиции). <дата> приказом УФСНП по <адрес> №-лс от <дата> истец уволен со службы в органах налоговой полиции по п. «з» ст. 45 Положения о прохождении службы в ОНП - по состоянию здоровья. <дата> филиалом № ГУ «Главное бюро МСЭ по <адрес>» истец признан инвали<адрес> группы с установлением второй степени ограничения способности к трудовой деятельности с причиной инвалидности - военная травма. Согласно справке МСЭ-2006 № от <дата>филиала № ФГУ «Главное бюро МСЭ по <адрес>», инвалидность 2 группы с установлением 2 степени ограничения способности к трудовой деятельности с причиной инвалидности военная травма установлена бессрочно. В соответствии со ст. 16 Закона РФ от <дата> № «О федеральных органах налоговой полиции» при получении сотрудником налоговой полиции в связи с исполнением им служебных обязанностей телесных повреждений, исключающих для него возможность дальнейшего прохождения службы, ему выплачивается единовременное пособие в размере его пятилетнего денежного содержания из бюджета Российской Федерации. На момент прекращения трудовых отношений с ФСНП России в связи упразднением истец указанное пособие не получал. Согласно п. 3 Указа Президента РФ от <дата> №, ФСНП России упразднена с <дата>. С июля 2003 года истец получает пенсию от УМВД России по <адрес>. С ноября 2015 года предпринимал меры к получению по лини МВД России ежемесячной выплаты в возмещение вреда здоровью, в чем отказано письмом УМВД по <адрес> №-КУ32 <дата> со ссылкой, что МВД России правопреемником долговых обязательств ФСНП России не является. Ссылаясь на правовую позицию Конституционного Суда РФ, изложенную в постановлении от <дата> №-П, определении от <дата> №-О, ст. ст. 1084-1086, 1091 ГК РФ, просил признать за ним право на получение ежемесячной денежной компенсации возмещения вреда, причиненного здоровью при исполнении служебных обязанностей, возложить на УМВД России по <адрес> обязанность назначить и выплачивать ежемесячную денежную компенсацию в счет возмещения вреда, причиненного здоровью при исполнении служебных обязанностей, с <дата>.

           В судебном заседании истец Канцелярчик Н.Н. и его представитель Фоменко А.В. поддержали заявленные требования по основаниям, изложенным в иске. Истец пояснил, что телесные повреждения при исполнении служебных обязанностей в период службы в ФСНП ему причинены действиями ФИО9 и ФИО11, которые по данному факту приговором Ярославского гарнизонного суда привлечены к уголовной ответственности. Приговором суда с указанных лиц в пользу истца взысканы выплаты, которые им получены в полном объеме. Увольнение истца произведено до упразднения ФСНП, при увольнении другие должности ему не предлагались, поскольку по состоянию здоровья продолжать службу в ФСНП он не мог. В УМВД по <адрес> ему пояснили, что с 2 группой инвалидности медицинскую комиссию для трудоустройства он не пройдет. С письменными заявлениями о переводе на другую должность не обращался. В последующем работал в организациях частной формы собственности. В связи с установлением инвалидности в период службы в ФСНП истец получил страховое возмещение, пенсия при увольнении ему установлена в максимальном размере – 85 % денежного довольствия. Полагал несоответствующим основополагающим нормам права и принципу справедливости, что при установлении уже после ликвидации ФСНП сотрудникам полиции ежемесячных денежных выплат в возмещение вреда здоровью для граждан, получивших военную травму в период службы в упраздненной ФСНП на сходных условиях – такие выплаты не предусмотрены. Просил признать право на получение компенсационных выплат в порядке и в размерах, которые предусмотрены для сотрудников полиции приказом МВД России №.

         Представители ответчика Жиганова И.В., Иванова Н.Л. исковые требования не признали. Полагали, что Управление МВД России по <адрес> не является надлежащим ответчиком по делу, поскольку не отвечает по обязательствам упраздненной ФСНП, переданы только полномочия по выплате пенсий. Ежемесячные выплаты по возмещению вреда здоровью производятся уволенным сотрудникам полиции, органов юстиции и внутренней службы – в случаях, прямо предусмотренных нормативными правовыми актами. Ранее действовавшим законодательством о налоговой полиции не предусматривалось право сотрудников на ежемесячную выплату по возмещению вреда здоровью. Истец не утратил право на предъявление иска к причинителям вреда. Согласно письменному отзыву ответчика, УМВД по <адрес> причинителем вреда здоровью истца не является, каких-либо противоправных действий по отношению к нему не совершало, доказательств вины ответчика в причинении вреда здоровью истца не представлено, правовые основания для возмещения вреда, причиненного повреждением здоровья, по правилам главы 59 ГК РФ в отношении истца отсутствуют.

        Представитель привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица САО «ВСК» Ермакова Е.И. решение по делу оставила на усмотрение суда. В письменном отзыве указала, что САО «ВСК» (прежнее название «Военно-страховая компания») с <дата> до <дата> имела с ФСНП России договорные отношения по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья сотрудников данного ведомства. На основе договоров и дополнительных соглашений к ним, заключенных ФСНП России с Компанией, последняя производила выплату страховых сумм по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья сотрудников федеральных органов налоговой полиции. Последним Договором, заключенным ФСНП России с ВСК, был «Договор обязательного государственного страхования жизни и здоровья сотрудников федеральных органов налоговой полиции» от <дата>. В дальнейшем между ликвидационной комиссией ФСНП РФ и Компанией <дата> заключено дополнительное соглашение, предназначенное для разрешения вопросов по выплате страховых сумм уволенным сотрудникам ФСНП России в условиях, когда обязательства по договору от <дата> были прекращены страхователем (ФСНП России) и, соответственно, приостановлены Компанией. По договорным обязательствам Компании капитану Канцелярчику Н.Н. по наступившим страховым событиям произведены две страховые выплаты: по тяжелой травме от <дата> в размере 10 окладов денежного содержания - 15000 руб. платежным поручением № от <дата>, в связи с установлением инвалидности 2 группы от <дата> в размере 50 окладов денежного содержания - 166550 руб. платежным поручением №от

<дата>. Копия страхового дела в связи с завершением срока хранения уничтожена. Компания исполнила обязательства по выплате страховых сумм Канцелярчику Н.Н. в полном объеме и в установленный срок. Обязательное государственное страхование жизни и здоровья военнослужащих и возмещение вреда являются разными правовыми институтами. В соответствии с п. 6 ст. 10 Закона РФ от <дата> № «Об организации страхового дела в РФ» страховое обеспечение выплачивается независимо от сумм, причитающихся по социальному страхованию, социальному обеспечению и в порядке возмещения вреда.

       Привлеченные к участию в деле в качестве третьих лиц Министерство финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по <адрес>, ФИО11, уведомленные о времени и месте рассмотрения дела, в судебном заседании не участвуют.

        Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

     Из материалов дела следует, что Канцелярчик Н.Н в период с <дата> по <дата> проходил службу в Управлении Федеральной службы налоговой полиции по <адрес> (далее УФСНП).

        В период службы <дата> истец получил травму.

     Согласно заключению служебной проверки по факту получения травмы от <дата>, утвержденному начальником УФСНП, <дата> главный специалист ОББК майор налоговой полиции ФИО8, специалист 1 категории ОББК капитан налоговой полиции Канцелярчик Н.Н. после окончания рабочего дня в связи с возникшей служебной необходимостью продолжали исполнять функциональные обязанности путем проведения оперативно-розыскных мероприятий. Подразделение безопасности и борьбы с коррупцией федеральных органов налоговой полиции относится к оперативным подразделениям. Около 19 часов в районе <адрес> ФИО8 и Канцелярчик Н.Н.подверглись нападению группы неизвестных лиц, в результате которого сотрудникам причинены телесные повреждения – Канцелярчику Н.Н.: тупая травма головы в виде закрытой черепно-мозговой травмы, сотрясение головного мозга, челюстно-лицевая травма в виде оскольчатого перелома костей носа, двухстороннего перелома верхней челюсти в области скуло-альвеолярных отростков, переломов передних стенок гайморовых пазух, задне-наружной стенки левой гайморовой пазухи, наружных краев орбит, гемосинуса, перелома решетчатой кости, кровоподтека век обоих глаз, спинки носа, левой заушной области. Указанные травмы повлекли длительное расстройство здоровья Канцелярчика Н.Н. на срок более 3 недель. Факт получения травмы подтвержден медицинскими документами, актами судебно-медицинского освидетельствования. Сделан вывод, что травмы получены Канцелярчиком Н.Н. и ФИО8 при исполнении служебных обязанностей.

        Согласно приговору Ярославского гарнизонного военного суда от <дата> по уголовному делу по обвинению лейтенанта войсковой части ... ФИО9 и лейтенанта войсковой части ... ФИО11 в совершении преступлений, предусмотренных ст. ст. 112 ч. 2, п.п. а, г, д, 213, ч. 2, п. а УК РФ, пьяные ФИО12 и ФИО11 в 21 час <дата>, находясь у бара «...» на <адрес> в <адрес>, в связи с предшествующим конфликтом, имевшим место между их знакомым ФИО13 и знакомым Канцелярчика – ФИО14, грубо нарушая общественный порядок и выражая явное неуважение к обществу, в присутствии посторонних граждан совместно и согласованно набросились на Канцелярчика и подвергли его избиению. При этом каждый из них нанес Канцелярчику по несколько ударов кулаками и ногами по голове, безразлично относясь к возможным последствиям. В результате умышленных насильственных действий ФИО15 и ФИО11 потерпевшему Канцелярчику был причинен вред здоровью средней тяжести в виде сотрясения головного мозга, челюстно-лицевой травмы и переломов костей носа и нижней челюсти. ФИО9 и ФИО11 признаны виновными в хулиганстве, совершенном группой лиц, по ст. 213 ч. 2 п. а УК РФ, умышленном причинении средней тяжести вреда здоровью, не опасного для жизни потерпевшего и не повлекшего последствий, указанных в ст. 111 УК РФ, но вызвавшего длительное расстройство здоровья, совершенном группой лиц, из хулиганских побуждений по ст. 112 УК ч. 2, п. п. г, д УК РФ с назначением наказания в виде ограничения по военной службе каждому сроком на 8 месяцев с ежемесячным удержанием из денежного содержания в доход государства по 5 %. Гражданский иск потерпевшего Канцелярчика Н.Н. удовлетворен частично, в его пользу с ФИО16 и ФИО11 взыскано по ... руб. в возмещение морального вреда.

        Заключением военно-врачебной комиссии УВД по <адрес> от <дата> (свидетельство о болезни №) по результатам освидетельствования Канцелярчик Н.Н. признан ограниченно годным к военной службе (службе в органах налоговой полиции). Поставлен диагноз: отдаленные последствия открытой черепно-мозговой травмы (ушиб головного мозга легкой степени. Перелом основания черепа от <дата>). Посттравматический церебральный арахноидит с наружной гидроцефалией, нерезко выраженным гипертензионным синдромом, артериальной гипертензией незначительно выраженной – «Военная травма». Заключение служебной проверки от <дата>. Миопический астигматизм обоих глаз. – «Заболевание получено в период военной службы».

        Приказом УФСНП по <адрес> №-лс от <дата> истец <дата> уволен со службы в органах налоговой полиции по п. «з» ст. 45 Положения о прохождении службы в органах налоговой полиции - по состоянию здоровья.

        Филиалом № ГУ «Главное бюро МСЭ по <адрес>» <дата> истец признан инвали<адрес> группы с установлением второй степени ограничения способности к трудовой деятельности с причиной инвалидности - военная травма.

        В связи с увольнением со службы <дата> истцу назначена пенсия по инвалидности в размере 85 % от денежного довольствия с <дата>.

        В рамках обязательного страхования жизни и здоровья сотрудников ФСНП истцом получено страховое возмещение по тяжелой травме от <дата> в размере 10 окладов денежного содержания - 15000 руб. (платежное поручение САО «ВСК» № от <дата>); в связи с установлением инвалидности 2 группы от <дата> в размере 50 окладов денежного содержания - 166550 руб. (платежное поручение САО «ФИО17» № от <дата>).

        Согласно п. 3 Указа Президента РФ от <дата> №, ФСНП России упразднена с <дата>.

        С июля 2003 года истец получает пенсию от УМВД России по <адрес>.

        Согласно справке МСЭ-2006 № от <дата> филиала № ФГУ «Главное бюро МСЭ по <адрес>», инвалидность 2 группы с установлением 2 степени ограничения способности к трудовой деятельности с причиной инвалидности военная травма установлена истцу бессрочно.

        Истец <дата> обратился в УМВД России по <адрес> с заявлением о выплате ежемесячной денежной компенсации по возмещению вреда здоровью. Письмом УМВД по <адрес> от <дата> ему отказано со ссылкой, что военную травму он получил в период службы в органах налоговой полиции, компенсация Федеральным законом «О полиции» предусмотрена только при увольнении со службы в полиции.

        В 2017 году истец обратился по данному вопросу в прокуратуру <адрес>, заявление перенаправлено для рассмотрения в УМВД по <адрес>. Согласно ответу УМВД России по <адрес> от <дата>, истцу отказано в выплате по тем же основаниям.

        Гарантии и компенсации для сотрудников ФСНП и порядок прохождения службы в ФСНП, ликвидированной с июля 2003 года, регламентировались положениями Закона РФ от <дата> № «О федеральных органах налоговой полиции» (утратил силу с <дата>) и Положением о прохождении службы в органах налоговой полиции РФ, утвержденным Постановлением ВС РФ от <дата> N 4991-1 (утратило силу с <дата> за исключением п.1 в части, касающейся норм Положения о прохождении службы в органах налоговой полиции, определяющих условия службы в федеральных органах налоговой полиции, основания и порядок прекращения указанной службы, которые утратили силу со дня завершения всех мероприятий по упразднению федеральных органов налоговой полиции и увольнения сотрудников указанных органов (ст.ст. 56 и 57 Федерального закона от <дата> N 86-ФЗ).

        В соответствии со ст. 3 Закона РФ от 24.06.1993 № 52 «О федеральных органах налоговой полиции» деятельность федеральных органов налоговой полиции основывается на Конституции РФ, Конституциях республик в составе РФ, настоящем Законе и иных законодательных актах РФ, а также правовых актах республик в составе РФ, правовых актах автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт - Петербурга, регулирующих отношения в области налогообложения и правоохранительной деятельности, принимаемых в пределах их полномочий.

        Согласно ст. 5 данного Закона, федеральные органы налоговой полиции являются централизованной системой органов налоговой полиции с подотчетностью нижестоящих органов вышестоящим органам и директору Федеральной службы налоговой полиции РФ.

        Согласно ст. 13 Закона, порядок прохождения службы в федеральных органах налоговой полиции регулируется Положением о прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации, утверждаемым Верховным Советом Российской Федерации.

        В соответствии со ст. 16 Закона государство гарантирует социальную защиту сотрудников налоговой полиции. Все сотрудники налоговой полиции подлежат обязательному государственному личному и имущественному страхованию за счет республиканского бюджета РФ.

        При получении сотрудником налоговой полиции в связи с исполнением им служебных обязанностей телесных повреждений, исключающих для него возможность дальнейшего прохождения службы, ему выплачивается единовременное пособие в размере его пятилетнего денежного содержания из республиканского бюджета РФ.

        В соответствии со ст. 17 Закона на сотрудников налоговой полиции и членов их семей распространяются права и льготы, предусмотренные Положением о службе в налоговой полиции.

        Пенсионное обеспечение сотрудников налоговой полиции и их семей производится по нормам и в порядке, которые установлены Законом РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно - исполнительной системы, и их семей».

        Статьей 51 Положения о прохождении службы в органах налоговой полиции РФ предусматривалась выплата сотрудникам налоговой полиции, увольняемым со службы с правом на пенсию, единовременного пособия, в том числе при увольнении по состоянию здоровья или в связи с организационно - штатными мероприятиями при общей продолжительности службы менее 10 лет - в размере 5 окладов денежного содержания.

        В соответствии с заключением ВВК истец признан ограниченно годным к прохождению службы в органах налоговой полиции. На момент прекращения трудовых отношений с ФСНП России по состоянию здоровья с заявлением о переводе на другие должности не обращался, единовременное пособие в размере 5-летнего денежного содержания, предусмотренное ст. 16 Закона, не получал.

        Согласно приказу об увольнении и денежному аттестату, при увольнении истцу выплачено пособие в размере 6 окладов денежного содержания.

            Выплаты в порядке страхового возмещения ввиду получения травмы и установления инвалидности 2 группы вследствие военной травмы истцом получены в полном объеме.

            В соответствии со ст. 22 Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно - исполнительной системы, и их семей» пенсия по инвалидности лицам, указанным в ст. 1 настоящего Закона, устанавливается в следующих размерах: инвалидам вследствие военной травмы I и II групп - 85 процентов соответствующих сумм денежного довольствия, предусмотренного ст. 43 настоящего Закона.

            Пенсия истцу назначена в соответствии с приведенными положениями Закона в максимальном размере - 85 % денежного довольствия.

            В соответствии с п. «б» ст. 11 Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1 пенсионное обеспечение сотрудников федеральных органов налоговой полиции осуществляется МВД РФ.

            Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ «О полиции» определяет полицию как составную частью единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел (ст. 4), устанавливает основные принципы деятельности полиции, права и обязанности, а также гарантии социальной защиты сотрудника полиции (гл. 8).

        В соответствии с ч. ч. 1, 2 ст. 43 Федерального закона «О полиции» жизнь и здоровье сотрудника полиции подлежат обязательному государственному страхованию за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета на соответствующий год. Обязательное государственное страхование жизни и здоровья сотрудника полиции осуществляется на условиях и в порядке, установленных Федеральным законом от 28.03.1998 № 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы».

        В силу ч. 5 указанной статьи Федерального закона «О полиции» при получении сотрудником полиции в связи с выполнением служебных обязанностей увечья или иного повреждения здоровья, исключающих возможность дальнейшего прохождения службы в полиции, ему выплачивается единовременное пособие в размере двух миллионов рублей.

        Согласно ч. ч. 6, 7 данной статьи, при установлении гражданину РФ, уволенному со службы в полиции, инвалидности вследствие военной травмы, полученной в связи с выполнением своих служебных обязанностей и исключившей возможность дальнейшего прохождения службы в полиции, ему в порядке, который определяется федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, выплачивается ежемесячная денежная компенсация с последующим взысканием выплаченных сумм указанной компенсации с виновных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Размер ежемесячной денежной компенсации исчисляется исходя из размера оклада месячного денежного содержания и размера ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет), принимаемых для исчисления пенсий, с применением следующих коэффициентов: в отношении инвалида II группы - 0,5. Размер ежемесячной денежной компенсации, выплачиваемой в соответствии с ч. 6 настоящей статьи, подлежит перерасчету с учетом увеличения (повышения) окладов денежного содержания сотрудников полиции, произведенного в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

        Приказом МВД России от 18.06.2012 № 590 утверждена Инструкции о порядке осуществления выплат в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей, сотрудникам органов внутренних дел РФ или их близким родственникам.

        Действовавшим до 01.03.2011 Законом РФ от 18.04.1991 № 1026-1 «О милиции» (ст. 29) предусматривались сходные социальные гарантии. В частности, наряду с обязательным страхованием жизни и здоровья сотрудников, выплаты единовременного пособия предусматривалось, что в случае причинения увечья или иного повреждения здоровья сотруднику милиции в связи с осуществлением им служебной деятельности денежная компенсация в размере, превышающем сумму назначенной пенсии по указанным в настоящей статье основаниям, выплачивается за счет средств соответствующего бюджета либо средств организаций, заключивших с милицией договоры (ч. 4 ст. 29). Инструкцией о порядке возмещения ущерба в случае гибели (смерти) или причинения увечья сотруднику органов внутренних дел, а также ущерба, причиненного имуществу сотрудника органов внутренних дел или его близких, утвержденной Приказом МВД РФ от 15.10.1999 N 805 (действовала до 28.08.2012), в п. п. 21, 24 было предусмотрено, что при назначении пенсии по инвалидности, связанной с телесными повреждениями, иным повреждением здоровья, полученными в связи с осуществлением служебной деятельности (при исполнении служебных обязанностей) и ведущими к досрочному увольнению со службы в органах внутренних дел по болезни или ограниченному состоянию здоровья (пункты «ж» и «з» ст. 58 Положения), сотруднику ежемесячно выплачивается сумма в возмещение вреда, причиненного его здоровью. Размер вреда, подлежащего возмещению, определяется в соответствии со ст. 1086 ГК РФ. В случае изменения размера месячного денежного содержания сотрудников, состоящих на службе, размер возмещения вреда его здоровью подлежит соответствующему перерасчету.

        В соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от 15.07.2009 N 13-П норма ч. 4 ст. 29 Закона РФ «О милиции» представляет собой установленную данным специальным законом для сотрудников милиции дополнительную социальную гарантию, которая находится за рамками гражданско-правовых обязательств, вытекающих из причинения вреда. Предусмотренная ею денежная компенсация подлежит выплате ежемесячно при наличии лишь факта наступления вреда при исполнении сотрудником милиции служебных обязанностей (увечья или иного повреждения здоровья) при отсутствии вины государственных органов или их должностных лиц в причинении этого вреда. В системе действующего правового регулирования ч. 4 ст. 29 Закона РФ «О милиции» предполагает выплату государством ежемесячной денежной компенсации сотрудникам милиции в возмещение вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья в связи с осуществлением ими служебной деятельности, исключающим для них возможность дальнейшего прохождения службы. Государство в данном случае берет на себя компенсацию причиненного вреда как орган, действующий в публичных интересах.

        Таким образом, ежемесячная денежная выплата в возмещение вреда здоровью предусматривалась как для сотрудников милиции на момент получения истцом военной травмы и увольнения из органов налоговой полиции, так и предусматривается в настоящее время для сотрудников полиции как государственная социальная гарантия, основания которой не регламентируются положениями ГК РФ.

        В то же время для сотрудников органов Федеральной службы налоговой полиции наряду с иными социальными гарантиями – обязательным страхованием жизни и здоровья, единовременными выплатами, пенсионным обеспечением - подобная социальная гарантия в виде ежемесячных выплат в возмещение вреда здоровью - не предусматривалась.

        Оснований для применения в рассматриваемом случае положений Федерального закона «О полиции» суд не находит, поскольку истец получил военную травму в период прохождения службы в ином государственном органе, не входящем в систему федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, деятельность которого регламентировалась и социальные гарантии для сотрудников устанавливались иными нормативными правовыми актами.

        Установление различного комплекса социальных гарантий для сотрудников разных органов государственной правоохранительной службы само по себе не является нарушением прав истца и основанием к удовлетворению исковых требований.

            Так же суд не усматривает оснований к признанию за истцом права на заявленную компенсацию в порядке главы 59 ГК РФ.

        Согласно правовой позиции, приведенной в п. 21 «Обзора практики рассмотрения судами дел о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы», утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 23.12.2015, обязанность по возмещению вреда жизни или здоровью военнослужащих и приравненных к ним лиц в порядке гл. 59 ГК РФ за счет соответствующей казны возникает в случае установления вины государственных органов или их должностных лиц в причинении такого вреда.

        В силу ст. 1084 ГК РФ вред, причиненный жизни или здоровью гражданина при исполнении договорных обязательств, а также при исполнении обязанностей военной службы, службы в полиции и других соответствующих обязанностей возмещается по правилам гл. 59 (ст. ст. 1064 - 1101) данного кодекса, если законом или договором не предусмотрен более высокий размер ответственности.

        Во взаимосвязи со статьей 1064 ГК РФ, устанавливающей общие основания ответственности за причинение вреда, и ст. 1069 ГК РФ, в силу которой вред, причиненный незаконными действиями (бездействием) государственных органов либо их должностных лиц, подлежит возмещению за счет соответствующей казны, обязанность по возмещению вреда жизни или здоровью военнослужащих и приравненных к ним лиц в порядке гл. 59 ГК РФ за счет соответствующей казны возникает в случае установления вины государственных органов или их должностных лиц в причинении такого вреда.

        В настоящем случае обстоятельств, свидетельствующих о том, что ответчик либо иные государственные органы являлись непосредственными причинителями вреда здоровью истца либо совершали какие-либо противоправные действия по отношению к нему или имелись иные доказательства вины ответчика в причинении вреда здоровью истца, судом не установлено.

        Непосредственные причинители вреда установлены - ФИО9 и ФИО11, их вина установлена вступившим в законную силу приговором суда.

        Истцом не утрачена возможность взыскания компенсации причиненного вреда здоровью по правилам главы 59 ГК РФ с указанных лиц.

        На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 196-198 ГПК РФ, суд

        РЕШИЛ:

        Исковые требования Канцелярчика Николая Николаевича к Управлению МВД России по <адрес> о признании права на выплату ежемесячной компенсации возмещения вреда, причиненного здоровью при исполнении служебных обязанностей, назначении и выплате данной компенсации оставить без удовлетворения.

        Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Свердловский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации
© 2021, МВД России